Астраханские сюрпризы

Тёмный фон
Светлый фон
Оглавление

За шесть лет жизни в Саратове в неоднозначных девяностых я повидал несколько поволжских городов с их достопримечательностями, но в Астрахани ещё не был.

-Хорошо бы в этот отпуск посмотреть на цветущие лотосы, - сказала моя жена Лариса, - я вот с Волги, а, как и многие, не видела этой красоты.

-Как я узнал, лотос произрастает непосредственно в Каспии, куда экскурсионные теплоходы не заходят. Я могу попросить своих астраханских коллег, они устроят выезд на лотосы.

Самым подходящим был для нас экскурсионный теплоход «Инженер Пташников» в конце августа. В Астрахани он стоит два дня, этого времени нам как раз хватит на нашу экскурсию в море. По телефону я связался с коллегами, на месте был только заместитель, сообщил о наших пожеланиях увидеть цветущий лотос и времени прибытия теплохода.

-Не беспокойтесь, всё организуем самым наилучшим образом, - заверил меня он, - мы как раз получили новый быстроходный катер, с его скоростью вмиг достигнем цели.

Мы заказали через обком профсоюза путёвки и заселились в уютную каюту на верхней палубе. Всё было чудесно, не понравилась только система распределения мест в ресторанах. Вернее, отсутствие всякой системы. Опытные туристы из кают на нижних палубах спешили захватить лучшие места наверху целыми компаниями во время первого обеда, и эти места сохранялись на всё плавание. Лица, отвечающие за организацию питания, нашли для себя привычный и лёгкий вариант, возложив на отдыхающих вопрос самим решать свои проблемы. Мы оказались без места рядом со своей каютой.

-Пойдём вниз искать себе свободные места покушать, - расстроилась Лариса.

Места мы нашли, как бедные родственники, в какой-то небольшой каюте, освещённой электролампами. Настроение было испорчено. Тем не менее, мы затем со своей палубы наблюдали за проплывающими мимо пейзажами, рассматривали интересные места в прихваченный с собой бинокль, фотографировали и снимали на видеокамеру. Чем ниже по Волге, тем больше рыбаков было на многочисленных островах.

В Волгограде вместо экскурсии по городу дали свободное время, вероятно, из экономии средств. Это напомнило мне один случай – вместо рассказа об истории Саратова, стоявшей в программе прогулки на теплоходе, всё время крутили по телевизору американские мультики с Томом и Джерри. Нечто похожее произошло и здесь. Хотя бы для вида провели запись на экскурсию по городу-герою! Интересно, была бы впереди наша ресторанная братия?!

Когда мы прибыли в Астрахань, у причала уже стоял таможенный катер. Нас радушно встретили двое мужчин в белых форменных блузах: заместитель начальника таможни и начальник поста. Как оказалось, два Ивана, старше – Михайлович, моложе – Николаевич. (Чтобы не перепутать, будем звать их по отчеству.)

-Предлагаем вначале посетить места, где растёт лотос, а вечером организовать ужин на нашей турбазе, - поделился своими планами Михайлович, - переночуете там, если понравится, то отдыхайте, сколько угодно.

-Думаю, стоит забрать наши вещи с теплохода. Как ты считаешь, Лариса? Вижу по твоему выражению лица, что ты от условий на этой лодке не в восторге.

Мы предупредили дежурного помощника капитана о нашем выезде, забрали свои вещи, пересели на таможенный катер и сразу же двинулись в сторону Каспия. Катер птицей летел по водной глади, оставляя за собой две большие, расходящиеся в стороны волны, которые с шумом разбивались о берег, беспокоя выжидающих что-то людей.

-Эти рыбаки пытаются ловить рыбу ценных пород, - объяснил Михайлович, -что запрещено законом. Рыболовецкие артели развалились, работы нет и, рискуя получить штраф и даже сесть за решётку, рыбаки ловят осетровых, добывают икру, продают втихаря продукцию и этим кормят семьи.

Ребята в пути поставили коньяк, большую банку чёрной икры, разрезали красные астраханские арбузы. Мы пили коньяк и большими ложками закусывали икрой.

-Как интересно, в Астрахани икру едят даже без хлеба, - заметила Лариса.

-Это моя ошибка, - зарделся Николаевич, - я посчитал, что на катере есть хлеб.

Перекусив таким образом, мы вышли с коллегами на палубу, посмотрели, как бакланы устраивают наблюдательные пункты, засушивая деревца своими экскрементами. В самом низовье Волги катер причалил к плавучему таможенному посту, было очень жарко, и мы решили искупаться.

Лариса с цветами лотоса

После освежившего нас купания рулевой направил катер в открытое море. Акватория во многих местах заросла водорослями, среди которых розовели многочисленные лотосы. Мы остановились посреди этого цветущего рая. Для нас это была необычная картина. Николаевич спустился по лесенке в воду и сорвал несколько великолепных цветков лотосов, попутно набрал съедобных водных орехов, именуемых «чилимом». Говорят, растения завезли сюда в далёкие времена из Юго-Восточной Азии, и они здесь хорошо прижились. Я сделал несколько снимков Ларисы с цветами и запечатлел чудесный пейзаж на видеокамеру.

-На обратном пути мы опять заедем на таможенный пост и захватим с собой осетра, - сказал Михайлович.

-А что мы с ним будем делать? – по-хозяйски спросила Лариса.

-Мы научим, что делать, - загадочно произнёс Михайлович, - он небольшой, ещё мало будет.

-Этот осётр попал в браконьерскую сеть, ребята вытащили его раньше рыбаков, - сообщил Николаевич, - килограммов на двадцать с лишком потянет.

Под турбазу был переоборудован дебаркадер. Каюты были обставлены как двухместные спальные номера, действовали кухня и туалеты. Всё было подключено к электроэнергии от подстанции на берегу. От зноя, а лето здесь всегда очень жаркое, спасали кондиционеры. Я по-хорошему позавидовал астраханцам, к сожалению, нас природа обделила необычными благами. Правда, некоторые люди обладают даром выдать обычные вещи за необыкновенные.

Оба Ивана остались на берегу разводить костёр, наверно, хотели удивить нас ухой. Мы занесли вещи в выделенный нам номер, приняли душ, застелили скатерть на столе в кают-компании, нарезали колбасу и стали ждать, как мы догадались, уху из осетра.

-Сюрприз! – в каюту вошёл Михайлович с дымящимися шампурами, - Кто-то делает шашлыки из баранины или свинины, а мы – из осетрины. Попробуйте!

-За дружбу между нашими коллективами! – поднял я первый тост.

Шашлыки из осетрины прямо таяли во рту. Николаевич принёс вторую порцию шашлыков, которые тут же расхватали на закуску. Действительно, это блюдо было для нас настоящим сюрпризом.

Говорили, что, что здесь хороший клёв, но чтобы так, в чём я убедился сам, когда наутро буквально за час с дебаркадера наловил удочкой на хлеб почти целое ведро мелочи, и Лариса с другими отдыхавшими там женщинами приготовила на горчичном масле полный тазик хрустящих рыбёшек для общего обеда вдобавок к осетру.

После обеда мы прогулялись по Волге на лодке. В километре от реки была почти песчаная пустыня, а в пойме и на островах – зелёный рай. В этом раю, среди цветов, буйных трав и кустарников мы с Ларисой три дня загорали на золотистом мягком песке безлюдного острова, купались в прозрачной воде. Жаль, что нельзя было задержаться дольше, нас ждали важные дела в Саратове.