Шляпа

A++
A--
Тёмный фон
Светлый фон
Оглавление

Этот головной убор с высокой тульей и полями имеет бесконечное множество видов и наименований. В каждой стране и даже местности шляпы назывались по-разному, их мастерили различной формы, использовали для их изготовления шерсть, кожу, солому и массу других доступных материалов. В Россию шляпа пришла ещё во времена Бориса Годунова, «шляпой» именовали тогда иноземные, «немецкие» головные уборы. Слово «шляпа» действительно очень напоминает старонемецкое «Slappe», колпак с обвислыми полями, носили который в германских землях ещё в средние века. Постепенно колпак трансформировался в знакомую нам по форме шляпу.

Шляпа спасала от жарких лучей солнца, дождя и непогоды. Однако у простого народа в России этот головной убор особо популярным не стал, только представители среднего класса по праздникам и выходным в царские времена любили покрасоваться в шляпах. Люди благородного происхождения перенимали западную моду, щеголяя в котелках и цилиндрах.

Революционные потрясения двадцатого века в России начисто смели привержен-ность к этому, в принципе, не такому уж и роскошному аксессуару. Вождь мирового пролетариата облюбовал простую кепку, а трибун революции Троцкий – кожаную фуражку армейского образца. Народ, разумеется, стал подражать партийным лидерам. Попробуй, появись на улице или в трамвае в шляпе – тут же злобно обзовут в толчее или очереди «а ещё в шляпе!». Правда, воспоминания о шляпе, как атрибуте сытой жизни, в народе ещё теплились, к примеру, анархисты мечтательно распевали: «Была бы шляпа, пальто из драпа…».

Шляпа внесла свой вклад в богатство русского языка. Немного обидно за горделивый головной убор, когда «шляпой» презрительно обзывают безынициативного мужика – растяпу. Наверно, такая шляпа выглядела неважно: помятая и потёртая, с обвисшими полями. «Дело в шляпе» говорят, когда задуманное должно удачно закон-читься. Происходит это выражение из далёких времён, когда чиновничий народ, разбирая судебные дела, использовал шляпу, чтобы получить взятку. Встречаясь на улице, мало-знакомые люди слегка приподнимали шляпу. Такие отношения стали именовать «шляпочным знакомством». Интересно и выражение «греха шляпой не прикроешь».

Мода на головные уборы, как и на одежду в целом, тесно связана с политикой, с тоном и примером, которые задают правящий класс и определённая культурная элита общества. Так, новая экономическая политика в России возродила класс имущих, и шляпный период на короткое время опять расцвёл. Но в тридцатые годы уже было не до жиру, тут и без буржуазных предметов одежды хватало поводов для преследований. Партийная верхушка во главе с отцом народов предпочитала фуражки военного покроя. Такие фуражки носили почти все мужчины в сталинскую эпоху, я помню и своего отца в таком головном уборе. После великого грузина новый лидер - Маленков тоже успел немного покрасоваться в кителе и фуражке, и только пришедший к власти Хрущёв стал появляться в шляпе на полях кукурузы, а затем и на официальных встречах.

Хрущёву стали подражать все партийные деятели, плотным шляпным рядком взиравшие на подданных с трибуны мавзолея. Советскому народу, особенно интелли-генции, шляпа тоже пришлась по душе. Казалось, что это признак растущего благосос-тояния, хоть в шляпном вопросе мы стали походить на всяких там европейцев и американцев.

Свою первую шляпу я купил в 1967 году всего за десять марок во время учебной поездки в ГДР. Это была коричневая фетровая шляпа с узкими полями и пером за ленточкой. Мне казалось, что я стал чем-то походить на разудалых немецких студентов времён Гёте, веселящихся в Ауэрбахском винном погребке. С тех пор шляпы заняли привычное место в моём гардеробе. Последнюю шляпу, сплетённую из искусственного материала под вид белой соломки, я приобрёл на отдыхе в Турции. Шляпа была с широченными полями, когда я её примерил, продавец уважительно обратился ко мне со словами «господин бургомистр» (знаем мы эти хитрости!). Но из зеркала на меня глядел действительно вполне приличный мужик. Турция славится различными изделиями из кожи, и мне захотелось заказать там себе к купленной куртке и кожаную шляпу, но цена в сто долларов охладила меня.

К тому же в девяностые годы шляпы стали выходить из моды. Наверно, не зря высокотехнологичная группа Алибасова пророчески спела: «Упала шляпа, упала на пол». Появились новые примеры для подражания, вроде кожаной кепки мэра столицы Лужкова, вспомнившего дедушку Ленина. Раз уж великие люди обходятся удобной кепкой, то и другим новоиспечённым господам стало не зазорным щеголять в таком головном уборе. Кепку предпочли шляпе не только из псевдо-близости к народу. Толстенькому и низкорослому человечку шляпа может и не подойти. В шляпе неудобно садиться в машину, приходится её придерживать или снимать. В ветреную погоду шляпа норовит сорваться с головы и укатиться очень далеко, можно и не догнать.

Возможно, я консервативный человек, до сих пор ношу весной и осенью свои любимые шляпы. В городе почти не увидишь этот головной убор. Один мужчина даже спросил у меня на улице, не чувствую ли я себя неудобно в шляпе, ему-то она нравится, но он стесняется выделяться среди других людей. Я ответил, что шляпа требует характера того, кто её носит.

Шляпа действительно стала исчезать как вид. Её заменили в зависимости от погоды вязаные шапочки разных расцветок и фасонов, да американские бейсболки с длинными козырьками. Но это головные уборы сугубо спортивного вида, в паре с плащом или пальто они будут выглядеть нелепо, да и кепка больше подходит к куртке. А добрая старая шляпа придаёт солидность, мужественность и нарядность. Думаю, что мужчины незаслуженно удалили её из своего обихода. Но мода на шляпу обязательно вернётся. Только примера одного актёра Боярского явно недостаточно, нужно, чтобы появился рослый и статный президент, любящий носить этот достойный головной убор.