Большой круг по Европе

Тёмный фон
Светлый фон
Оглавление

Наверно, с возрастом обостряется желание путешествовать, открывать для себя новое и неизведанное. Проехав в 2013 году по городам центральной Европы, которыми блистала когда-то Австро-Венгерская империя, мы с Ларисой, моей женой, решились на следующий год расширить свой страноведческий кругозор. К поездке автобусом мы уже привыкли, только маршрут намечался длиннее. Купили мы путёвки заблаговременно, по раннему бронированию, что хотя и дешевле, но довольно рискованно в пожилом возрасте. Нужно выдержать, взбодриться, не хотелось «увидеть Париж и умереть!». Побывать предполагалось на севере, центральной части и юге Западной Европы, отдохнуть неделю на средиземноморском побережье Испании. А теперь всё по порядку.

Вскоре после пересечения госграницы автобус остановился на бойкой станции, где кроме автозаправки было полно лавок, открытых круглые сутки. Лет десять назад и в субботу после обеда все магазины закрывались. Какая трогательная забота о восточных соседях! Нам это оказалось как нельзя кстати – мы прикупили здесь Ларисе тёплую шерстяную безрукавку. Погода вдруг стала не по-летнему пасмурной и холодной.

Варшава встретила нас вообще проливным дождём. По программе остановки здесь не было, но большинство туристов за дополнительную плату решило пополнить свои чемоданы виртуальной этикеткой, что побывали в Варшаве. Времени хватило только на краткий осмотр «старого города». Я представлял себе «старэ място» старинным и с более плотной застройкой. Стоящие довольно редко заново возведённые или отрестав-рированные здания эффекта старины не производили. Но в любом случае, честь и хвала варшавянам за заботу о своём городе.

Первая ночёвка состоялась на польской территории перед границей с Германией. На следующий день знакомство с Берлином было очень кратким, хотя день выдался в отличие от Варшавы погожим и неожиданно тёплым. Посетили кладбище Трептовхоф, проехали вдоль оставшихся как раритет участков берлинской стены, полюбовавшись на ней народным художественным творчеством, страстным партийным поцелуем Брежнева и Хонеккера, добрались по загруженным улицам до обновлённого рейхстага. Конечно, сфотографировались во всех ракурсах. В свободное время купили на сорок евро кучу сырков с плесенью, которые так обожает Лариса, поели для пищеварения супа за столиком на улице и отправились в соседнюю Голландию.

В гостинице в Амстердаме нас свысока предупредили, чтобы не заливали пол ванны водой, наверно, считая, что мы дома в своей медвежьей глуши благ цивилизации совсем не видели. В номере распаковали чемоданы, и нет, чтобы сложить перед поездкой нужные вещи в одном месте, растыкали их, куда придётся. Когда утром Лариса стала скрупулёзно упаковывать чемоданы, то мы опоздали к назначенному времени отъезда на пятнадцать минут. Мало приятного выслушивать от руководителя группы нарекания, что впредь автобус не будет долго ожидать недисциплинированных туристов. Это, кроме всего прочего, грозит и срывом программы.

Несмотря на небольшую задержку из-за нас, мы ещё долго стояли перед дверями известной ювелирной мастерской «Гасан». Потом нам продемонстрировали весь процесс огранки алмазов и изготовления украшений, провели совсем как состоятельных клиентов в залы продажи изделий, однако вещи с драгоценными камнями несмотря на льготную продажу стоили уйму денег, и мы отважились приобрести лишь скромное колечко с синтетическими камешками. Но всё равно, это сувенир от самого «Гасана»

Для знакомства с велосипедным Амстердамом была проведена краткая пешеходная экскурсия по центру города, и нам предоставили свободное время. В магазинах товары стоили дорого, в ресторанах тоже всё стоило недёшево, но я решил шикануть, заботясь о пищеварении, и заказать нам опять хотя бы первое блюдо - суп из красной рыбы - уху по-нашему. Обстановка в ресторане царская, а уха обычная, жена не хуже дома готовит. Сходил, простите, в туалет, содрала с меня негритянка деньги, хоть я и доказывал ей, что я тут обедаю.

Интересной в программе была прогулка на катере по каналам Амстердама. Вот здесь уже можно было хорошо рассмотреть здания, мосты и различные сооружения. Город, возникший вначале за одной дамбой на реке Амстер, постепенно обзавёлся целой сетью живописных каналов - водных улиц. Конечно, Амстердам рос вместе с великолепием возводимых зданий не из-за каналов, а благодаря богатствам колоний и торговле. Думали ли когда-то в метрополиях, что наступит время, когда придётся возвращать долги!? Помышлял ли кто тогда, что на улицах благоустроенных городов появится такое количество представителей бывших колоний!?

Этот третий день нашего путешествия оказался очень насыщенным. Мы ещё успели заскочить в Брюссель, под дождём совершить внеплановую краткую экскурсию по городу, попробовать, а если понравится, купить чудесный бельгийский шоколад ручной работы. Ещё нельзя было не позавидовать маленькому «писающему мальчику», беспрерывно справляющему свою жизненную нужду, не то, что нам, туристам, ищущим счастливую возможность на остановке быстренько, чтобы не стоять в очереди, забежать в туалет автозаправки. Такова жизнь на колёсах!

Ночёвка во французском отеле была непродолжительной, и зависело это от того, что автобус «забирал» часть времени на переезд. Впредь отдых в отелях часто будет резервом времени для транспорта. Говорят, что недостаток сна можно компенсировать едой, но тем одиноким круаcсаном с чаем, которые выдали утром на завтрак, сон не восполнишь. Неизвестно, причина в экономии гидом или таковы местные обычаи, но французов вскоре ожидает второй завтрак, а нас, возможно, лишь поздний обед.

Париж вызывал восторги многих великих людей, что уж говорить о нас, простых смертных, не освещённых лучами славы. Одного дня, конечно, для знакомства с таким великолепием мало, но лучше хоть столько, чем совсем ничего. Откровенно говоря, я уже не мечтал хотя бы одним глазком увидеть Париж и благодарен своей жене, решившейся на этот шаг и не пожалевшей средств на поездку.

Мы с удовольствием смотрели на Париж из окон автобуса во время экскурсии, которую вёл русскоязычный гид, сумевший переселиться в этот город. Причём, это не единичный случай, в каждом городе у нас были русскоязычные гиды. Я всегда удивляюсь способностям некоторых внешне незаметных людей, которые легко, как это со стороны кажется, устраивались в другой стране. Ведь очень непросто оборвать все корни в местах, где родился и вырос, выучить новый язык, найти работу, вообще примениться к другим условиям жизни. С такими пробивными способностями можно было бы достичь немалого и у себя на родине. Понятно, когда едут в другую страну из-за различных катаклизмов, происходящих на родине, неприятия трудов, способностей или поведения отдельных личностей. Бывает, большая любовь толкает людей на такие смелые поступки, а ехать просто в погоне за более намазанным бутербродом – это не каждому по душе.

Немного отвлёкся. У Эйфелевой башни мы были, только наверх взобраться было невозможно - нужно отстоять длиннющую очередь. Интересно, выдержала бы башня вес всех желающих пройти бесконтрольно? Вместо Эйфелевой башни нам, как и многим туристам, предстояло подняться на лифтах на смотровую площадку высотного здания, что также давало возможность полюбоваться Парижем сверху, благо, погода была солнечная. С высоты просматривался почти весь город. Эх, Париж, Париж, неподражае-мый, величественный и прекрасный. А об Эйфелевой башне у нас остались лишь сувениры - брелоки с её изображением, купленные довольно дёшево у очень загорелых парижан африканского происхождения.

В свободное время я решил испробовать особенности парижской кухни. Выбрал себе место спокойнее, сел за столиком на улице и сделал заказ. Затем осмотрелся и перешёл испод яркого солнца в зал. Столик обслуживался другим официантом, но мне замечаний не делали, просто с улыбкой мой заказ перекочевал в другие руки. Пообедав, я не нашёл существенной разницы в приготовлении блюд в сравнении с нашими поварами.

Только затем произошёл интересный случай. Я спросил у официанта, как пройти в туалет. Он показал мне и, вроде, сказал, что меня там ждут. Может, я неправильно понял его и не придал этому значения. Удобства, как чаще всего на Западе, были в подвальном помещении. Я спустился вниз, и когда потом собрался уходить, в мою сторону направилась возникшая откуда-то женщина. Не молодая, вероятно, сообразно моему возрасту, для уборщицы слишком хорошо одета, из зала я не видел, чтобы она выходила. Как набрав в рот воды, я быстренько поднялся наверх и покинул заведение. Вот он Париж, город любви и романтики.

Под вечер мы, наконец, взошли на теплоход, отплывавший по Сене от стоянки у Эйфелевой башни. Мы уже любовались Парижем с высоты, из автобуса, просто как пешеходы, а сейчас предстояло ещё посмотреть с борта теплохода. Со своих мест мы могли видеть только правый берег. Шикарные мосты с позолоченными деталями и старинные здания степенно проплывали мимо. Многочисленные компании отмечали какое-то событие, наверно, тот праздник, как сказал мой любимый писатель, который всегда с тобой.

Когда стемнело, всюду зажглись иллюминационные огни. Мосты и здания красиво подсвечивались. Но особенно импозантно выглядела Эйфелева башня, рядом с которой мы опять остановились. Огни на башне то зажигались, то гасли, причём в разной последовательности и с разным узором. Как завороженные, мы наблюдали за игрой света. А когда сели в свой автобус, и экскурсовод стал рассказывать о культурной жизни ночной столицы, я подумал, что же так влекло в Париж со всего мира писателей, поэтов и художников? Все считали своим долгом побывать здесь и зарядиться особой энергией.

Такой обширной экскурсионной программы, как в Париже, у нас нигде не было. На прощанье с городом гид угостил нас всех шампанским за счёт турфирмы. Была уже ночь, и я волновался, как же перенесу большой ночной переезд на морское побережье. Шутка ли сказать - ехать свыше тысячи километров. Но, то ли выпитый напиток , то ли усталость взяли верх, и я счастливо проспал почти до самой Испании.

Автобус мерно катил по пока ещё не загруженной трассе, с которой иногда уже проглядывало желанное море. В интернете я вычитал, что это побережье именуется Коста Брава. В ничего не говорящем нам названии городка Ллорет де Мар на этом обширном пляже мы будем отдыхать чуть больше недели. Что ожидает нас там? И попадём ли в Барселону, о которой так много слышали и читали?

Наконец-то мы добрались до места назначения. Как и следовало по программе, нас разместили в отеле «Мерседес». Владелец отеля, говорили, был выходцем из России, и поэтому неудивительно было слышать здесь везде русскую речь. До ужина было ещё далеко, нам не терпелось искупаться в долгожданном море, и мы двинулись в путь. Нам разъяснили, что дорогу к морю найти легко, подобно мячику, который катится с горки вниз.

Но мы по незнанию пошли не строго вниз, а в сторону, наш мячик остановился, и пришлось навести справки у проходящего мимо парня. Он сказал, что тоже идёт к морю, и мы можем идти вместе. По пути мы разговорились по-английски и узнали, что парень был из Нидерландов. Когда же он услышал, что мы русские, то стал сокрушаться, что Россия обижает бедных украинцев, отобрала Крым, норовит захватить Донбасс и даже всю Украину. Я не стал разубеждать парня, невозможно изменить за несколько минут то, что внушали западные телевидение и пресса месяцами.

Про себя я подумал, что хотя сейчас не живу в России, я внимательно слежу за событиями, которые связаны с этой не безразличной мне страной. Что-то я не заметил лютой ненависти россиян к украинцам и желания посадить «хохляку на гилляку». И ещё, как раз не Россия ещё до майданных событий готовила Севастополь - город русской боевой славы - под американскую военную базу. Странный патриотизм - заменить когда-то общий Андреевский стяг на заокеанский звёздно-полосатый. Но какой смысл говорить об этом голландскому парню?!

За мысленными размышлениями на злободневную тему отношений двух славянских народов, мы шли вниз по узким извилистым улочкам. Показался пляж, который широкой полосой спускался к морю. По краям зона отдыха была отгорожена короткими гористыми зубцами, уходящими в море, наверно, они давали защиту от больших волн. Наш пытливый сосед из Воложина вычитал в буклетах, что когда корабли строили из дерева, здесь была судоверфь. Затем за ненадобностью в таких кораблях это место постепенно было переоборудовано в отличный пляж.

Нужно отметить, что по сравнению с турецкой Антальей, море было более бурным. Волны легко несли купающихся к берегу, а если кто-то не успевал встать и выйти на берег, его норовило унести назад в пенистую воду. Молодёжи хорошо, а мне с моими возрастными способностями особо не порезвишься. Видимо, не зря один мужчина из нашей группы поинтересовался, сколько мне лет. Не принято у нас, в отличие от Запада, пенсионерам путешествовать по заграницам, да ещё на автобусах на дальние расстояния.

Вода была чистая, а песок на пляже - необычно крупнозернистый. Отдыхающих нежилось под солнцем много, но места хватало для всех. В отличие от крымских пляжей народ у воды без конца не перекусывал виноградом, яблоками и мороженым. Вспоминаю Алушту в семидесятые с длиннющими очередями в ожидании нехитрого общепитовского обеда. А здесь немного поднимись в город и зазывалы затащат тебя без всякой очереди отведать блюда национальной и европейской кухни. Правда, за немалые, по советскому пониманию, деньги.

Мы не проживали в шикарных отелях первой линии, зато километр ходьбы от нашего пристанища до пляжа развлекал нас разнообразием товаров в магазинах и лавочках. После купания мы, как правило, делали обход торговых точек. Особо нас заинтересовали одежда и обувь из кожи. Так, мне купили весьма неплохие куртку, жилет и ботинки, а Лариса почему-то поскромничала – из большого перечня кожаных женских товаров выбрала всего на всего ремень для брюк, но это компенсировалось посещением ювелирного салона. Дёшево стоили фрукты и спиртные напитки, так, двухлитровая бутылка виски стоила менее тридцати евро, а литровая стеклянная бутылка пива или сухого вина обходилась нам в один евро. Можно жить припеваючи, учитывая великолепное двухразовое питание с вином на ужин в отеле.

Из многочисленных экскурсий, зачем же ехать на море, мы заказали лишь поездку в Барселону, о которой так мечтали. Мы специально выбрали день посреди нашего пляжного расписания, чтобы отдохнуть от загара, но время показало, что мы совсем не перегрелись на бодрящем сентябрьском солнце, да к тому же день экскурсии оказался пасмурным.

Главное в Барселоне было увидеть Храм Святого Семейства. К сожалению, талантливейший архитектор собора Гауди не успел закончить свою фантастическую стройку, а его преемник, некий японский инженер из-за огромных объёмов работ в шутку оправдывался, что автор его не торопит. Грандиозный собор строится вот уже более века в окружении заборов, кранов, стройматериалов и толп разноязычных зевак. Кстати, мы с Ларисой в этом вавилонском столпотворении чуть было не потеряли друг друга.

Вечером мы побывали в парке музыкальных фонтанов, которые подсвечивались меняющимися цветами. Каскад фонтанов спускался вниз, позволяя многочисленным зрителям любоваться созданными мастерами играющими картинами. Народу собралось очень много, давка была неимоверная. Нас предупредили, что здесь рай для воров-карманников, нужно следить за своими вещами и деньгами.

Если в Барселоне всё обошлось, то в уже привычном для нас Ллорет де Мар я чуть было не пострадал от воришки. Мы возвращались с пляжа в отель, Лариса впереди, а я плёлся за ней. Вдруг я, наверно, кожей почувствовал, что мою сумочку на боку со шлейкой через плечо кто-то настойчиво пытается открыть, а крайняя створка была на магните и каждый раз выскальзывала и сама по себе захлопывалась. Я оглянулся и увидел мужчину лет тридцати с пляжным зонтиком, которым он издали вроде невзначай пробовал открыть мою сумочку. Когда он увидел, что я двинулся на него, то сразу же повернулся и убежал прочь. В сумочке лежали разные бумаги, паспорта и часть денег. Я повернул сумочку на живот и пожурил себя в мыслях за неосторожность, которая могла бы печально кончиться. Суровая действительность вернула меня к жизни - западные демократии только усовершенствовали пороки человека, а не устранили воровство, мошенничество и обман. Правда, отчасти старушка – Европа сама виновата: она готова принять на жительство даже багдадского вора, засвидетельствуй он только, что местные власти его преследуют по политическим мотивам.

Неделя отдыха у моря быстро пролетела, ещё бы недельку позагорать, но нас ждали другие города тура. Знаменитые Канны встретили нас яркой солнечной погодой, пальмами, действительно лазурным морем, небольшим пляжем за специально наваленными большими известковыми кубиками. Красивые здания, роскошные особняки, приподнятая обстановка. Часть группы, разумеется, за дополнительную плату, отправилась на экскурсию по городу. Сказали потом, издали посмотрели на пустую лестницу, по которой во время кинофестивалей дефилируют знаменитые артисты.

Вскоре нам показали и изысканный город-курорт - Ниццу. После небольшой экскурсии по центру города (здесь и на окраине, как центр), в свободное время можно было искупаться в чистых лазурных волнах и отведать блюда из свежих морепродуктов в одном из многочисленных кафе, размещённых кучкой недалеко от пляжа. Всё замечательно, но в этих фешенебельных, чопорных городах я чувствовал себя на чужом празднике, не так, как на отдыхе в Испании. Жаль, что такие поездки нельзя было так просто организовать ранее, когда мы были немного моложе.

Такое же чувство преследовало меня на высокой обзорной площадке, откуда было видно всё Княжество Монако. В чём же тайна высокого уровня жизни местного населения? Говорят, что это низкие налоги, доходы от туризма, казино и автогонок в Монте-Карло. Но, мне кажется, важную роль в высоких доходах ещё играют удачное расположение, климат, плюс что-то, мне неизвестное. Можно только позавидовать, к примеру, Игорю Крутому, который, как утверждают, организовал свадьбу своей дочери, не в родной Москве, а в престижном и дорогом Монако.

Настоящее испытание ждало нас, детей равнин, по дальнейшей дороге в Италию. Шоссе на ажурных эстакадах повисло над глубокими ущельями, далеко внизу чуть виднелись какие-то домики, казалось, автобус по неопытности наших водителей из Борисова свернёт самую малость направо, хлипкое ограждение не выдержит, и мы довольно долго будем лететь по воздуху до приземления на ПМЖ в неизвестной нам альпийской деревне. Я видел, как Лариса, сидящая у окна, закрывала глаза и старалась подавить свои эмоциональные вскрики до тех пор, пока мы не выехали из горного района. В напряжении были все, но вида не подавали, вроде, и не такое видали.

На следующий день мы заехали сверх программы в Верону, где по преданию жили когда-то Ромео и Джульетта. Печальную историю их любви мы знаем по пьесе Шекспира. Мы отстали от вечно спешащей куда-то группы в районе сохранившейся Римской Арены, прошлись по магазинам и посидели на освободившейся, к счастью, скамейке, наблюдая за бесконечным потоком туристов.

И вот мы уже на теплоходе, степенно плывущем в долгожданную Венецию. Все города маршрута по-своему хороши и красочны, но среди них есть изюминки. Это был Париж, и предполагалось, что будет Венеция. Уже с борта теплохода стали видны растущие по приближению к ним различные дворцы и соборы. Красиво, как в сказке. Казалось, что прямо сейчас в некоторых дворцах знать в масках кружится на карнавалах. Но когда мы прибыли на стоянку, туман средневековых видений рассеялся. Везде были толпы вполне современных туристов из самых разных стран.

С группой мы протиснулись сквозь столпотворение туристов и по каменным мостикам на набережной быстрым темпом двинулись к площади Сан-Марко, где красовались Дворец дожей и Собор Святого Марка с часовой башней. Приятно было слышать слова экскурсовода о том, что для свай под здания использовали здесь, как и в Питере, русскую лиственницу, не поддающуюся гниению. Далее мы решили продолжить знакомство с Венецией самостоятельно. Слишком быстрого темпа движения группы мы, к сожалению, не выдерживали, да и слова экскурсовода не всегда долетали до нас, а место рядом с ним не всегда можно было занять.

Небольшие сведения о Венеции мы почерпнули из интернета, а сейчас сказочный город предстал перед нашими глазами воочию. Не спеша, с чувством и расстановкой мы созерцали красоты старинных дворцов и, как мы поняли, великолепных строений, ещё не дослужившихся до звания «дворца», носящих это название с приставкой «ка», от «casa», сокращённо по-итальянски «дом».

Мы добрались по узким улочкам до моста Риальто, полюбовались степенно плывущими по Гранд-каналу гондолами и вышли на другую сторону. Здесь пора и пообедать, благо, возможностей для этого было хоть отбавляй. Рестораны и кафе были полупустыми, нас прямо чуть ли не за рукав тащили отведать блюда венецианской кухни. Наконец, уступив одному настойчивому приглашению и обещанию угостить настоящей лазаньей из морепродуктов, мы по небольшим ступенькам поднялись в ресторан, принадлежавшем выходцам из Шри - Ланки. Здесь было прохладно, так как открытой стороной ресторан выходил на Гранд-канал.

За бутылкой сухого итальянского вина мы дожидались приготовления шедевра кулинарного искусства, как нас заверил владелец ресторана. Когда лазанья была готова, её подал к столу, вероятно, сын владельца, мальчик лет восьми, одетый в костюм, как джентльмен. К нашему разочарованию, с помпой поданная «лазанья» представляла собой кусочки отварного кальмара и немного анчоусов, совсем не как на витрине в Ницце. Не заметив восторга на наших лицах, хозяин стал настойчиво предлагать нам бесплатно выпить ещё водки, настоянной на чём-то зелёном. Может, и вовсе не в лазанье дело, а в том, чтобы мы потеряли над собой контроль при оплате обеда кредитной карточкой, как заранее условились с хозяином.

Мы с Ларисой переглянулись и, недопив вина, расплатились, затем продолжили прогулку по Венеции. Дорогу назад к месту сбора группы моя жена нашла безошибочно, я даже удивился её умению ориентироваться в незнакомом месте. А я, немного сбитый с толку венецианским обедом и самостоятельной прогулкой по Венеции, впервые не купил традиционную тарелочку на стену на память о посещённом городе.

На ночёвку поздно ночью прибыли в какой-то итальянский отель, а уже с утра опять-таки очень загорелые горничные должны были убирать номера. Нужно отметить, что в Европе много выходцев из арабских стран и Африки заняты в сфере обслуживания. Это прямо бросалось в глаза в столицах и крупных городах, причём ведут себя некоторые из них не вполне адекватно. Так, один водитель, по лицу явно из жарких стран, на одном из многочисленных пунктов оплаты дорожных сборов во Франции нагло втесался в большую очередь перед нашим автобусом, да ещё и показал водителям неприличный жест рукой.

Наше путешествие подходило к концу. Устали все от массы впечатлений и большого объёма информации. Оставалось ещё заехать в Вену, столицу Австрии. В прошлом году мы уже были здесь, совершили пешеходную экскурсию по центру Вены. Сейчас мы с Ларисой решили побродить по центру самостоятельно, да ещё и пообедать, попробовать что-нибудь национальное, не смотреть же всё время на памятники старины и архитектуры.

Мы выбрали подходящий ресторан по внешнему виду. Время было обеденное, но свободных мест имелось предостаточно. Я заказал нам по знаменитому венскому шницелю и кофе. Как же, быть в Вене и не попробовать шницель?! Долго ждать не пришлось. Кроме гарнира к шницелю подали ещё отдельное блюдо с овощами. Мясо сверху - поджаристое, хрустящее, а внутри - нежное, не засушенное, вызывающее аппетит, Венский шницель был своеобразным шедевром кулинарного искусства, а добрый бокал фирменного пива был весьма кстати.

Краков в программе поездки не значился, но мы посетили этот старинный город в прошлом году, а лишь бы пробежаться по улицам лично нам не улыбалось, и мы были рады решению большинства сразу ехать домой. На границе отметили в польской таможне бумагу о вывозе испанских ботинок и почтой отправили её в Мадрид для подтверждения заранее полученных денег в Ллорет де Мар по налогу на добавленную стоимость, иначе бы их сняли с карточки. Это был единственный момент общения с таможней по обе стороны границы. В целом, впечатлений от поездки, эмоционального заряда должно хватить на долгое время.