Выбор профессии
Этот выбор – непростое дело, сродни выбору супруги или супруга. Некоторые ученики в конце учёбы в школе даже сами не знали, что им больше нравится. Другие – с малых лет знали, кем они будут работать. Третьи – недовольны своей работой, но уже поздно что-либо изменить. Для примера возьмём наш класс, небольшой, всего тринадцать человек в условиях деревенской школы.
Мне в десятом классе стукнуло семнадцать. Как в известном стишке, пришло время по серьёзному задуматься, где работать и чем мне заниматься дальше. Оказывается, в некоторых случаях думать самому не нужно, твою судьбу определят другие умные дяди. Только выбирай, какие.
Возьмём нашу выпускную весну. Первой прилетела мартовская птица из райкома комсомола. На комсомольском классном собрании было единодушно решено остаться всем классом в родном колхозе. Мы думали вначале, это такая игра, ведь крепостное право давным-давно отменено, но когда с нас потребовали каждому подписаться в протоколе собрания, мы призадумались и ставить свои подписи отказались. Даже слабачки в учёбе, по опыту своих родителей и работы в ученической производственной бригаде, не прельстились идеей остаться в колхозе. Не хватало ещё взять на себя обязательство жениться на доярке.
Второй весенней птицей были военные. Не дожидаясь наших экзаменов на аттестат зрелости, они пропустили всех юношей через призывные комиссии, чтобы создать большой конкурс в военные училища. В те годы уже стала вводиться параллельно и гражданская профессия.
Далее следовали представители различных рабочих училищ и всяких курсов, зазывал было больше, чем учеников в нашем классе. Чего только нам не обещали: научить штукатурить или играть на трубе. Желающих у нас не оказалось.
В конечном итоге, почти все выпускники дружно ринулись сами поступать в техникумы и институты. Я выбрал техникум железнодорожного транспорта. Мне представлялась, работа здесь овеяна какой-то романтикой. Неудачно получилось с поступлением, но хотя бы до меня дошло, что гуманитария во мне больше, чем инженера, что подтвердилось в следующем году, когда я легко сдал вступительные экзамены в институт иностранных языков.
А в институте мне хватило пару лет, чтобы понять, что знание иностранного языка - не главное, нужно быть специалистом предмета переговоров, если хочешь в жизни чего-либо достичь. Иначе всю жизнь сам будешь в обслуге или будешь готовить специалистов для обслуживания других. Средняя школа не в счёт, это лишь видимость обучения иностранному языку, и заслуживает отдельного разговора.
Давайте внесём сюда единое толкование терминов: в дипломе значится, что ты получил такую-то квалификацию по определённой специальности. К примеру, в моём дипломе написано, что я получил квалификацию переводчика-референта по специальности немецкий и английский языки. Однако слово «профессия» в разговорной речи шире по значению и нередко заменяет слова «квалификация» и «специальность». И нас не удивляют выражения, что работа «хорошего специалиста» высоко оплачивается, а этот специалист - «профессионал высокого класса», он знает своё дело досконально.
Брест, март 2017 года