Музыкальные ассоциации

A++
A--
Тёмный фон
Светлый фон
Оглавление

Музыка, песни, различные мелодии вызывают у меня различные чувства и ассоциации, хотя я не могу похвастаться своими музыкальными способностями или глубоким знанием предмета. Просто люблю послушать что-нибудь душевное, «тяжёлый металл», достающий децибелами до диафрагмы, меня оглушает и тупит. Из классики воспринимаю произведения, доступные для разумения рядового слушателя. Чувства собственной неполноценности при этом я стараюсь не испытывать, успокаивая себя тем, что у каждого человека свои способности, интересы, увлечения и свой уровень восприятия вещей. Не каждому, скажем, дано овладеть иностранным языком, даже с совершенным музыкальным слухом.

В детстве я пытался попиликать на гармошке по самоучителю, освоил несколько простеньких мелодий, но идти дальше по музыкальной стезе усидчивости и желания не хватило, а родители не настаивали сделать из меня музыканта, хотя моя мама играла на гитаре и неплохо пела. У некоторых настойчивых родителей получается пройти со своими талантливыми отпрысками тернистый путь до большой сцены. Я мечтал, что моя дочь хотя бы на бытовом уровне будет по праздникам и торжественным случаям радовать нас переливчатыми звуками аккордеона. Работы над ошибками моего детства не вышло – после музыкальной школы аккордеон занял почётное место на шкафу, не появляясь больше из футляра на свет божий.

Однако неудачи на музыкальном поприще в двух поколениях не лишили меня желания общаться с чудесным миром музыки. Я не могу представить своей жизни без трогающих душу песен, бодрящей музыки, а также произведений, побуждающих задуматься о прекрасном. Никто не запрещает мне также мурлыкать про себя между делом полюбившиеся мелодии, не важно, с какой степенью мастерства, я ведь делаю это не на слушателя, а для личного пользования.

Существует довольно много мелодий, при звучании которых перед глазами у меня возникают отчётливые картины, связанные с событиями, происходившими в то время, когда играла эта музыка. Причём время в ленте моего жизненного пути угадывается с точностью до месяца. Гипноз какой-то! Иногда я даже не подозреваю о связи некоторых мелодий и событий, хранящихся в библиотеке памяти, вплоть до момента звучания музыки.

Есть такой танец «Молдавенеска». Его звуки сразу возвращают меня мысленно в седьмой класс. Ещё не комсомолец, а для пионера я считал себя слишком взрослым. Конечно, уже стал обращать внимание на девушек, только как к ним подступиться, ещё не представлял. Обнять за талию в танце? Но танцевать ещё не умел, да и робел я что-то перед совсем не слабым полом. И тут мой друг-одноклассник смело записывается в танцевальный кружок и тащит меня за собой. Мы старательно подпрыгивали в такт «Молдавенески» и «Крыжачка», это танцы не бальные, но ноги научились слушаться музыку, а девушки, оказалось, были не такими уж неприступными и насмешливыми, и я стал бесстрашно приглашать их на танец на школьных вечерах.

Следующей вехой стала для меня белорусская песня «Ручнiкi». Я в выпускном десятом классе. Мне необыкновенно нравится девушка Мария из девятого, только я никак не могу добиться от неё взаимности. Не могу понять, почему же Мария не испытывает ко мне таких же чувств, как я к ней, парень я, вроде, не хуже других, замечаю, что другие девчонки не прочь завязать со мной дружественные отношения. В субботу на школьном вечере по случаю майских праздников лёд, казалось, был сломлен. Мария с подружкой на концерте задушевно спели белорусскую песню «Ручнiкi», которая заканчивалась поцелуем влюблённых Янки и Алёны. В открытые окна зала заглядывали цветущие сливы, где-то заливался соловей, лягушки на озере неистово выводили свои брачные трели. Казалось, сама природа утопала в любви. Мария на сей раз с видимым удоволь-ствием танцевала со мной, а затем я проводил её домой. Прощание закончилось первым поцелуем в моей жизни, песня явно придала мне смелости.

Наверно, песен в мире столько, сколько звёзд на небе. Необычной и даже экзотичной была для меня немецкая песня о старинной шляпе-треуголке. Мы прибыли по студенческому обмену в Лейпцигский университет. Немецкие коллеги очень тепло приняли нашу группу, ознакомили с программой пребывания, учли наши пожелания, рассказали об университете. Меня удивила необыкновенно дружеская обстановка, нам даже предложили по бокалу сухого вина. Подумать только, в учебном заведении! У себя в институте мы как-то тоже пили спиртное на «Голубом огоньке», но наливали вино тайно из чайников. А здесь всё открыто, без ханжества. Затем нас научили шуточной песне о треуголке, в которой слова нужно было подкреплять жестами. Мы сбивались, жесты шли невпопад, все весело хохотали, пока не освоили песню. Чудесное было время!

Вспоминаю первую ночную смену в таможне, куда меня приняли через десять лет после окончания института. Трудно работать ночью, да ещё на службе, где нередко возникают конфликты с лицами, нарушающими таможенные правила. Выдержу ли я такую работу? Закончив контроль в поездах, мы поздравили с днём рождения коллегу, немного посидели за импровизированным столом. Из транзистора доносилась песня «Линда», которую я слышал впервые. Мне стало тепло и уютно в создавшейся непринуж-дённой обстановке, сомнения и неуверенность исчезли. Странно, в сложные моменты работы в таможне я вспоминал песню о Линде, вроде, как о верном товарище, с которым мы вместе начинали службу и преодолевали трудности.

В тот год вся наша семья с нетерпением ждала весны, чтобы открыть наш первый дачный сезон. Домик мы построили осенью, а деревья и кустарники ещё не посадили. Погожим апрельским днём мы с сыном отправились на вокзал, но опоздали на свой дизель и сели на другой поезд, который сворачивал в сторону, не доезжая до нашей остановки. Пришлось нам оставшиеся семь километров идти пешком вдоль полотна железной дороги. Иногда мы для разнообразия углублялись в лес, с интересом наблюдая за признаками наступающей весны.

Нам приглянулась маленькая ёлочка высотой с книгу, у нас с собой была лопата, и мы осторожно с комом земли выкопали для посадки своё первое деревце. Посадили мы ёлочку перед домиком с южной стороны, мечтая о времени, когда её можно будет украсить к Новому году. Других саженцев у нас не было, и мы ближайшим поездом отправились домой. Заняв места в вагоне, мы увидели лежащий на скамейке конверт с пластинкой, по-видимому, оставленный кем-то из пассажиров. До конечной станции владелец так и не объявился, и мы взяли пластинку домой. Это был диск с музыкой оркестра Поля Мориа. Чудесные солнечные мелодии с тех пор напоминают мне об апрельской поездке на дачу. Сын стал позже классным специалистом по ландшафтному дизайну.

В жизни есть более значимая вещь, чем дача. Это – работа. Ради неё, любимой, мы способны на многое, вплоть до переезда. Вот и я с повышением в должности переехал в другую республику тогда ещё дружного и единого Советского Союза. Но мы живём не в Америке, чтобы сразу решить квартирный вопрос и перебраться всей семьёй на новое место. Почти год жил я один в общежитии. Из всех прелестей жизни запомнилась мне одна песня популярной тогда Пугачёвой, пластинку которой до одури крутили какие-то девушки. Мне и так было не сладко, а тут ещё каждый вечер с надрывом: «Ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал».

В конечном итоге получилось, что и этот берег я тоже покинул. Ждал я решения начальства, в какие края меня переведут, и вечером в гостинице, включив телевизор, был чрезвычайно удивлён песней о «яблоках на снегу», так соответствовавшей моему настроению.

Бывает и так, что музыкальные ассоциации со временем кардинально меняются. Так случилось у меня с задорной пионерской песней о баклажечке. К моему удивлению, через много лет в интернете я нашёл, что мотив этой песни, да и некоторые слова без зазрения совести «содраны» со старой офицерской песни. У царских офицеров в песне булькало в бутылочке казённое вино, а для пионеров спиртные напитки, конечно, не подходили, и посему бутылка трансформировалась в более подходящую посуду. В песне звучало: «Лейся песнь моя, пионерская, буль-буль-буль баклажечка, походная моя».

В том же всезнающем интернете наткнулся я и на другую песню, которую мы с чувством пели комсомольцами. «Сотня юных бойцов из буденовских войск», оказывается, изначально были бородатыми казаками, сражавшимися «за рекой Ляохэ» с японцами в начале прошлого века. На мой взгляд, подобный плагиат совсем не способствовал чистоте коммунистических идей. А может, такой подход тогда был в порядке вещей? Не стеснялись ведь большевики использовать помещения храмов, скажем, как клубы или коровники.

Случаются порой удивительные вещи – звучит в голове какая-то мелодия. А что за музыка, по какому поводу и где её играли, непонятно. Так, несколько лет я пытался разгадать загадку одной запавшей в мою душу мелодии. Может, слышал её где-то мимоходом и не обратил на это внимание, а в голове, как двадцать пятый кадр осталось звучание этой музыки? Может, это вообще произошло в моей предшествующей жизни? Ответ я нашёл случайно на «ютубе». Это была музыка из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.

Меня очень трогает песня «Берега» в исполнении Александра Малинина, и хотя он поёт, что «не найти переправы» в прошлое на берегах реки жизни, музыка, как очень сильное средство эмоционального воздействия, помогает мне оживить в памяти яркие картины детства, юности и зрелой жизни.

Брест, июнь 2013 года